Человек родился

Репортаж с сайта Vox Populi, с которого начался проект "Минар".

Этот репортаж мы хотели сделать давно, еще с самого основания сайта. Но не получалось найти пару героев, которые позволили бы корреспонденту Vox Populi присутствовать в самый важный момент их жизни – во время рождения ребенка. Отважные Адиль и Зарина разрешили нам показать, что такое партнерские роды и как важна для женщины помощь мужчины.

20 сентября 2013 года  я встретилась с ними, чтобы узнать, как они себя чувствуют в ожидании пополнения семьи. С самого начала беременности они знали, что будут рожать вместе. Адиль не хочет оставлять любимую жену в такой непростой момент.

– У меня просто сердце кровью обливается, когда я представляю ее одну с незнакомыми врачами, так не должно быть, – делится он.

Зарина: Это настолько важный момент в нашей жизни, что не разделить его, мне кажется, было бы ненормально. Хотя я не зарекаюсь, может, в последний момент попрошу его выйти.

Адиль: Мы сейчас стараемся друг друга настроить так: да, это непростое дело, несколько часов физического страдания. Но мы хотим его пройти, это последний шаг перед появлением на свет нашего ребенка. Если настраиваться на эту мысль, то будет легче. Тем более когда ребенок желанный и ты хочешь, чтобы он побыстрее родился и ваша семья стала больше.

Зарина: Мы посещали "школу матерей", но я пару раз уснула на плече Адиля. Он мне потом рассказывал, что там было. И еще ходили на семинар грудного вскармливания. В основном учили, как правильно дышать и расслабляться. Изучали позы для расслабления, наша преподавательница постоянно подчеркивала важность поддержки партнера. На занятия вместе со своими женами ходили 3 супруга, из них, правда, только Адиль собирается на роды. Наш курс был достаточно короткий, есть 10-дневные, а мы ходили 4 дня по 2 часа. Эти курсы предоставлялись центром, входили в учет беременности. Я наблюдалась там же, где собираюсь рожать, – в частной клинике Керуен-Medicus. Еще мы ходили на бесплатный семинар грудного вскармливания Milky Help.

Знакомая с работы рассказывала, что ходила на курсы, которые вел психолог. Все было как в клубе анонимных алкоголиков – они говорили только о плохом и о страхах, и коллега была единственной позитивно настроенной на роды. Выходила она после этих курсов в подавленном настроении, но деньги были заплачены, и ей пришлось пройти курс до конца.

Адиль: Но есть и другие курсы, очень хорошие и полезные, особенно для молодых родителей, которые ожидают первого ребенка. Я бы всем рекомендовал пройти не те курсы, где настраивают на плохое, а те, которые дают практические знания, объясняют, что такое роды. Когда знаешь, чего ожидать, это очень помогает.

Зарина: У меня настроение постоянно меняется. Если я ничем не занята, то начинают одолевать страшные мысли. Есть страхи, связанные с родами, с тем, что делать в первые дни после родов, потом вообще абсурдные страхи: в какую школу он пойдет? каким человеком будет? как встретит любовь всей своей жизни? Поэтому лучше всего мне чем-нибудь себя занять. Но недавно Адиль признался, что он за меня боится, за сам процесс родов, и мне это как-то помогло. Когда он искренне сказал, что тоже боится, я почувствовала его поддержку вдвойне.

Когда говорят, что после партнерских родов мужья больше не хотят своих жен как женщин или разводятся, мне хочется спросить: где статистика? Для меня это просто слухи, ничем не обоснованные.

Адиль: Я не представляю, как можно захотеть оставить свою семью.

Сумку для родов рекомендуют собирать на 32-й неделе, на 7-м месяце. Но Зарина собрала ее недели две назад, на 37–38-й неделе, потому что только недавно взяла декретный.

Зарина: Не каждый знает о том, что в роддом нужно взять свою еду. Ведь если родишь в 3–4 часа утра, то ждать завтрака будет тяжело. Поэтому рекомендуют положить в сумку сухари, слайсы, воду. В своем блоге общалась с одной мамочкой, она порекомендовала взять побольше воды, но в маленьких бутылочках, чтобы легче было поднимать, ведь женщина очень ослаблена после родов. Также в сумке желательно иметь: урологические прокладки, памперсы для взрослых, клеенки одноразовые, халат, ночнушку, повязку для глаз, беруши, видеокамеру, одноразовые зубную щетку и пасту, банные принадлежности, чулки противоварикозные, бандаж послеродовой, планшет, фотоаппарат, памятки про дыхание и позы, белье для кормления, прокладки для груди.

После родов Зарина сказала, что из собранных вещей ей пригодилось все, кроме противоварикозных чулок, берушей (во всем родильном отделении было всего три роженицы, включая Зарину, так что было очень тихо) и послеродового бандажа (врачи отговорили Зарину утягивать живот после родов, так как это может навредить процессу восстановления).

Зарина: В государственный роддом нужно сразу брать вещи для ребенка: пеленки, распашонки, памперсы, а в частной клинике нам сказали, что на первые дни все дадут. Поэтому детская сумка сложена, но сразу ее брать не будем.

Мы книги читаем – кусочек там, чуть-чуть в другой книге. Потому что столько противоречивых взглядов на воспитание ребенка. Нужно прислушиваться к себе, еще я очень доверяю Адилю. Его любят дети всех возрастов. Я почитаю что-то, мы с ним обсудим, где-то согласимся, где-то нет, поспорим, в итоге он меня убеждает, потому что он профессор, умеет убеждать (cмеется).

После этой встречи мы все были в ожидании того самого дня! И вот вечером 27 сентября мне приходит сообщение быть наготове. А в час ночи – SMS: "Мы выезжаем в больницу". Я в странном состоянии, еще не полностью осознала, что меня ждет в роддоме, приехала в 1.40 в клинику, где охранник посмеялся: мол, не дали мне выспаться. Поднявшись на 4-й этаж, нашла палату Зарины, услышала ее голос и сердцебиение ребенка, которое было слышно на всю комнату благодаря аппарату КТГ.

Зарина: Сначала я обрадовалась началу схваток, потому что знала, что "перехаживаю" свой срок, а это вредно для ребенка. Но потом, когда я поняла, как это больно, мне стало страшно. Когда Адиль пришел с работы, я ему сказала: "Кажется, мы сегодня будем рожать".


В тот день Зарина пошла обедать с подругой и по дороге, набирая ей сообщение, подвернула ногу и упала с лестницы. После обеда Зарина пошла по своим делам, позже вернулась и легла спать с мыслью, что из-за перенесенного стресса, наверное, сегодня родит. Проснулась в 18.30 от первых схваток, за которыми начала наблюдать.

Адиль: Неделя была тяжелой, и я думал, что высплюсь в тот день. Нам сказали, что мы будем рожать в понедельник, а это был вечер пятницы. И мы думали, что это тренировочные схватки.

Зарина: Я отправила его спать, с 11 до часу ночи сама наблюдала за схватками, и когда уже стало совсем невмоготу, поехали в больницу. А там на 4-й этаж поднимались по лестнице, так как лифта нет, и было тяжеловато. Потом меня осмотрели и сказали, что началась активная фаза.

Адиль всячески поддерживал жену, массировал замерзшие ноги. Чтобы ноги не мерзли, было решено надеть носки. Из-за подвернутой ноги это оказалось непростым делом. Первые носки были слишком малы, вторые удалось надеть после нескольких неудачных попыток.

– Ура! Мы родили сына?! Нет, мы надели носок, – шутил Адиль.

Тот самый аппарат, который показывает сердечный ритм и дает возможность его послушать, причем громко. Сердечко ребенка стучало так быстро, словно он пытался что-то передать, сказать.

Супруги уже делали совместные упражнения для релаксации, которым научились на курсах. В палате нашли плакат на эту тему. Обсудили, что у парня на нем очень сочувствующее выражение лица, а у девушки, наоборот, боевое.

Адиль читает памятки с курсов и удивляется, потому что у Зарины все признаки перемешались, сложно понять, в какой фазе она сейчас.

Адиль: Когда мы решили опробовать упражнения, которым нас учили в "школе матерей", мне показалось, что они вообще не помогают Зарине. Может, это из-за того, что мы поздно приехали? Врачи сказали, что если бы мы приехали пораньше, то все могло бы пройти быстрее. Сердце кровью обливалось, когда видел, что любимой ничего не помогает, она вся была холодная и тряслась.


Зарина: Хотя по мне этого видно не было, но упражнения все-таки помогали отвлечься от боли.

Попытки услышать сына.

Роды без боли – возможно ли это?

– Этот плакатик нужно прочитать всем, – говорит Адиль. – Там много интересного написано, например, что анестезия не только безвредна, но даже полезна для женщины.

Адиль тихим, успокаивающим голосом подбадривал Зарину. Говорил, как дышать, и напоминал расслаблять живот.

Часам к 3–4 утра наших героев перевели в палату побольше, в прежней было тесно и душно. Зарина пыталась найти позу, в которой ей стало бы легче.

Когда супругу забрали на осмотр, Адиль не мог найти себе места, ходил по коридору, пытался услышать, что говорят врачи.

Адиль: Чувство ответственности просыпается моментально, когда понимаешь, что это тот самый момент. Нужно это сделать и сегодня, иначе невозможно.


Зарина: В самом начале я говорила, что, возможно, в последний момент попрошу Адиля выйти из родильной комнаты. Но я бы не справилась без него, это была очень сильная поддержка.

Моей главной ошибкой было то, что я плохо различала период схваток и период отдыха. Мне нужно было расслабиться эмоционально, а я находилась в постоянном напряжении. Я очень сильно испугалась. И только в самом конце, уже во время родов, мне наконец удалось немного расслабиться.

Все это время Зарина спрашивала об анестезии…

…которую ей сделали в 4.50.

Зарина: Я слышала, что многие роженицы даже стыдятся делать анестезию, считают, что ребенку наносится вред, что это эгоистично и прочее. Но у меня нет сомнений в том, что она безвредна для ребенка и помогает матери.

Эпидуральная анестезия меня немного разочаровала – я думала, что после нее боли совсем не чувствуешь. А оказалось, что она просто немного облегчает боль во время схваток, позволяя роженице набраться сил перед самими родами. Это было такое разочарование... Но я все же смогла уснуть, между схватками мне даже снились сны. А потом боль усилилась, и у меня началась паника: почему? Я несколько раз просила врача сделать анестезию, на что она отвечала: "Нет-нет, деловая, все, тебе сейчас уже рожать!".

Пока Зарина спала, нам тоже удалось немного отдохнуть. Хотя сном это назвать нельзя – не покидало чувство, что вот-вот начнется самое тяжелое.

И вот оно! Анестезия прошла, просьбы поставить еще отклоняются, все идут в родильную комнату. Здесь тепло и немного душно. За окном темно, время около 6 часов утра.

Врачи не давили, но настраивали на то, что уже нужно рожать. На родах присутствовала врач Зарины, которая вела ее беременность, – Жанара Ибадуллаевна. Она очень поддержала: подавала воду, подбадривала и подсказывала, что нужно делать.

Адиль оказывал поддержку, дышал вместе с Зариной. Говорил все то же, что и врачи, но с любовью и заботой в голосе. Находиться в комнате, смотреть и слушать, как мучается Зарина, было нелегко. В голове проносились мысли: если мне тяжело, то каково сейчас ей.

Так продолжалось около часа. Иногда я выходила подышать в коридор, где все равно было слышно, как мучается Зарина.

Но Адиль ни на секунду не отходил от любимой. Врач спокойно повторяла, что процесс затянулся и сейчас можно нанести вред ребенку, просила Зарину собраться и начать правильно тужиться и дышать.

В какой-то момент она поняла, что нужно делать, и тогда казалось, что Адиль тужится вместе с Зариной. А врачи все говорили: "Вот, вижу волосики, правильно, продолжай, еще немного".

Зарина: Очень важно слушать врачей, и Адиль мне давал очень хорошие, дельные советы. Было сложно расслабиться, но когда к концу я смогла это сделать, тогда процесс пошел. А до этого я не понимала, отказывалась понимать, так продолжалось около получаса. Врачи, во главе с акушер-гинекологом Соколовой Ларисой Александровной, были очень хорошие. Совет другим врачам: когда все начинают дружно поддерживать, как команда болельщиков, – "Давай-давай! Ты сможешь!" – это помогает. И Адиль говорил: "Умница, молодец, ты правильно все делаешь". Я была не одна в этой комнате, мы все разделяли в этот момент волнение и боль тоже, и тогда процесс пошел.

Человек родился! Не описать чувства, которые я испытывала в тот момент. В те секунды, когда он появился, я растерялась, даже с моих плеч упал огромный груз.

Я стала очевидцем появления на свет маленького чуда, иначе не скажешь. Это настолько трогательный момент, что я не удержалась и пустила пару слезинок.

Когда ребенка кладут на грудь матери, приходит осознание того, что все было не зря.

Зарина: Первые секунд пять после появления ребенка было тихо, я успела забеспокоиться и спросила, почему он не плачет. И в этот момент раздался его плач, а потом его положили ко мне на грудь. Он был так напуган и расстроен, а я была так счастлива, что вот он, наш малыш, здоров и невредим.

Адиль: Я нисколько не жалею о том, что пошел на роды с Зариной. Мы встречали в школе будущих родителей мужей, которые либо не знали, пойдут ли на роды, либо категорично решили, что не пойдут. Они приводили разные доводы. Но я еще раз убедился в том, что если ребенок желанный и любовь у вас настоящая, то партнерские роды – это то, что вы должны сделать.

Вес: 4,146. И Адиль, и Зарина уже несколько лет вегетарианцы. На этот счет они шутили, что если бы родился маленький и щупленький, то все бы сказали: "Ну, конечно, вегетарианцы оба. Что вы хотели?". А у них родился крепыш, богатырь.

Можно найти множество статей, в которых беременным рекомендуют есть мясо, поскольку ребенку просто необходимо железо для поддержания гемоглобина. Но Зарина мяса не ела, только иногда – рыбу.

Зарина: Я знаю многих беременных, которые ели мясо, но гемоглобин у них был ниже нормы, и у ребенка развивалась гипоксия, нехватка кислорода. В тот день, когда я родила, у меня сразу взяли анализ крови – гемоглобин был, как у здоровой нерожавшей женщины, которая пожирает мясо килограммами. У меня на протяжении всей беременности гемоглобин всегда был в пределах нормы и даже чуть выше на определенных сроках, не было гипоксии. Главное – диету правильно выстраивать. В этом плане мне Адиль очень помог.

После родов плацента вышла незаметно, без особых усилий.

Счастливые родители уже начали обзванивать родных.

Адиль: Роды – это то, что люди должны пройти вместе. Я считаю, это был очень важный опыт для меня.

Первые попытки накормить сына. Адиль обходил супругу со всех сторон и пытался помочь с кормлением. На этом моменте я оставила новоиспеченных родителей наедине со своим чадом и уехала. Через неделю наведалась в гости, чтобы закончить наш репортаж.

На вопрос, ну как, не тяжело вам с ребенком, молодые родители отвечать отказались, только сплюнули.

– Мне повезло, что я приехала из родильной комнаты в палату к завтраку. Несмотря на усталость, я страшно хотела есть. У меня был такой подъем, я была возбуждена, хотя не спала всю ночь и страдала от болей. Мне принесли кашу. Если бы я родила в 3 часа ночи, то не дотерпела бы до утра. Оказалось, что те сушки, что мы взяли с собой из дома, мне есть нельзя. Поэтому мой совет будущим мамам: берите в роддом еду и воду, – говорит Зарина.

Ребенку дали имя Минар. Адиль поясняет, что оно связано с местом зачатия:

– В Индии у нас был медовый месяц. По возвращении мы узнали, что Зарина беременна, а когда просматривали фото медового месяца, обратили внимание на снимок очень высокого минарета в Дели – Кутб-Минар. И мы подумали о том, какое интересное имя, и отложили его на полочку в своих головах. Обсуждали и другие варианты, но со временем поняли, что это имя оригинальное и имеет хорошее значение. Наш первенец родился высоким, как башня.

Несколько лет назад в своем блоге Адиль составил список фобий, в котором были беременные женщины и грудные дети. Оба родителя признались, что всегда боялись беременных женщин. Но когда забеременела Зарина, эта фобия куда-то пропала, причем ко всем женщинам.

Адиль: Теперь беременность кажется такой естественной. Сейчас даже как-то странно без живота. Страх грудных детей сохранялся во время беременности. С детьми постарше проще, а маленьких боишься поранить, не знаешь, как взять. А когда на руках свой ребенок, это как-то естественно.

Зарина: Перед родами посмотрела столько видео, картинок, изучала, как обращаться с новорожденными. Я так боялась. Но когда берешь своего малыша на руки, все получается.