В Алматы в среду, 20 декабря 2017 года, стартовала программа инклюзивного театра «Действие буквально». Организатор программы, международный фестиваль исполнительских искусств «Откровение», разделил лабораторию на два этапа. В рамках первого этапа театральные специалисты из Ассоциации деятелей инклюзивного искусства (Москва) проводят практические мастер-классы для людей с нарушениями по зрению и слуху, а также читают лекции руководителям театров и общественных фондов о международном опыте инклюзивного театра.
В пространстве «Transforma» темно, горят прожекторы, которые подсвечивают недавно вымытый пол. Первыми приходят на практикум журналисты, следом ученики интерната для слепых и слабовидящих. На первый взгляд они ничем не отличаются от любых других школьников, так и должно быть, ведь мы говорим о равенстве и инклюзии. Шумные ребята делятся на небольшие группы друзей, снимают селфи, слушают музыку, подшучивают друг над другом. Тех, кто хочет учавствовать в практикуме, попросили разуться и изучить сцену. Похоже, что смелость первых помогла остальным и вскоре еще несколько стеснительных девочек присоединились к ним.
В ожидании начала мастер-класса внимание окружающих резко привлек высокий парень, Кенжекул, ему не хватало света, но это не помешало ему, он начал петь, подобно оперному певцу. Рядом с ним прыгала девушка, которая попросила сфотографировать ее прыжок для Instagram. Одна из учительниц, пришедших с ребятами, испугалась, что девочка может пораниться, а вторая спросила: «Вика, ты волны видишь? В них ныряешь? Всегда что-то воображает», - уже с улыбкой добавила она. Виктория, к слову, была одной из первых, кто был решительно настроен участвовать в программе, и подталкивала своих друзей.
Лариса Никитина, куратор московской школы «Инклюзион», попросила ребят встать в круг и рассказала немного о себе. Из-за своей энергичности Лариса придумала себе жестовое имя, по которому ее узнавали коллеги, актеры с особыми потребностями. Она положила свои руки на плечи, которые двигались под веселый ритм: «Я – Лариса и это мое жестовое имя. Теперь придумайте свои исходя из вашего настроения». Задание не только развеселило пришедших, но и помогло открыться другим, и понять что-то о себе. Кто-то изображал себя поющим с микрофоном или играющим на пианино, кто-то из любви к порядку раскладывал визуально «все по полочкам». Кенжекул представил себя, как летящего вверх супермена, с поднятым вверх кулаком и большим пальцем вверх. «А это мое настроение, мне нравится», - добавил он. Так же и Виктория решила, что ее жестовое имя будет сердце сплетенное руками и распадающееся вниз, если при этом ее указательные пальцы подняты вверх, значит настроение хорошее, если пальцы опущены «то лучше со мной не разговаривать».
На фоне всех молодых участников выделялись взрослые мужчины, как оказалось один из них, Николай, работает кукольником. Показывая свое жестовое имя, он гладил себя по голове и пританцовывал бедрами. Его седовласый друг Сергей прижимал кулак к подбородку, как борода у Деда Мороза, пояснил он.
Далее, все так же стоя в кругу, им нужно было прочувствовать настроение друг друга. Держась за руки, собравшиеся просто дышали, прибывали в тишине и пытались поймать настрой каждого. Следом Лариса объяснила новое задание, жестом она передала свое настроение, плавно приподняв руку Виктории 2 раза, далее по кругу каждый принял и передал настроение мастера. Галина отметила, что движение вернулось к ней немного в другом качестве. Дальше движения были чуть сложнее и тоже возвращались ей другими, возможно из-за подсказок учителей или стеснения от прикосновения к другому человеку. Третье движение было хулиганистое объятие, которое вернулось к ней более теплым и нежным.
Также участники выполняли дыхательные упражнения, держась за ребра. «Позвольте себе полетать», - говорит Лариса.
Разделившись на пары, участники становились ведущими и ведомыми. Сначала партнёрам нужно было прочувствовать пульс, дыхание и настроение друг друга. При этом ведущий должен был провести ведомого через пространство сцены, пока второй участник держится за ребра партнёра и все также пытается его прочувствовать. Таким образом, они устанавливали связь. Задания усложнялись, но никто не отступил.